О смысле и предназначении психоактивных веществ.

Дядько Федiр

Мой Mandem. Pullup на 6lockE
Перегретый
Регистрация
27 Июл 2017
Сообщения
2.646
Репутация
827
Реакции
2.791
Баллы
2.532
Вещества
Не вредящие печени и почкам
99f94b61a43648446011a.png

Пав как модераторы действительности

Реальная жизнь порою бывает груба и невыносима, а прием ПАВ позволяет на время забыть о неприятностях, перенестись в мир грез и получить удовольствие без лишних усилий. Эта гипотеза наиболее популярна в самых широких слоях общества: сплошь и рядом приходится слышать, что народ "пьет от нищеты и безысходности", что молодежь "садится на иглу от безработицы и неуверенности в будущем", и т.д. Данный тезис часто используется как алкоголиками и наркоманами, стремящимися оправдать свое пристрастие, так и борцами за здоровый образ жизни, которые призывают нас "не одурманивать себя" и активно бороться за свое жизненное счастье. В последнем случае не вполне понятно, что они имеют в виду: ведь ощущение счастья представляется человеку гораздо более существенным, чем все внешние признаки счастья. Поэтому пропаганда отказа от употребления ПАВ, которая строится на этом тезисе, обычно не имеет успеха у потребителей ПАВ.



Пав как механизм естественного отбора
На высокой степени развития цивилизации прямая борьба за существование запрещена или существенно ограничена законами, традициями, моралью и т.п. Вследствие этого человечество размножилось до немыслимых пределов и перестало развиваться как биологический вид. Прием психоактивных веществ, наносящих значительный вред здоровью, позволяет произвести что-то вроде социальной эвтаназии: выявить особей, наименее приспособленных к жизни, и физически устранить их. На языке "борцов с наркотиками" этот тезис формулируется следующим образом: "Наркотики наносят вред здоровью нации". Предполагается, что при ликвидации оборота наркотиков неприспособленные особи перестанут вымирать, и здоровье нации от этого улучшится.



Пав как психокорректоры
Практическое применение многих ПАВ связано с тем, что они делают человека более способным к выполнению определенных задач. Это и чашка кофе перед работой, и рюмка водки перед атакой, и сигарета перед визитом к начальнику, и пара затяжек марихуаны перед концертом, и многое другое. Данный тезис используется многими сторонниками умеренного употребления ПАВ, но, к сожалению, часто служит оправданием для злоупотребления.



Пав как "разрешители" девиантного поведения
Поведение "культурного" человека жестко регламентировано: чем выше его положение в обществе, тем строже ограничены естественные проявления его природы. Однако постоянная регламентация негативно сказывается на психике индивидов, способствует накоплению агрессии и психических патологий. Чтобы цивилизация не рухнула под собственной тяжестью, люди должны иметь возможность время от времени отбросить все культурные ограничения и "выпустить пар". Для этой цели устанавливаются специальные дни (праздники, фестивали, карнавалы) и специальные условия, одним из которых является прием психоактивных веществ (алкоголя, гашиша, опиума, галлюциногенов и т.д.). Различные ПАВ "разрешают" разные формы девиантного поведения: так, алкоголь легализует агрессию и половую невоздержанность, гашиш - речевую гиперактивность, двигательную расторможенность и инфантильность, опиум - безразличие к происходящему и полную расслабленность. Когда в культурном контексте возникает новое психоактивное вещество, это свидетельствует о том, что некая форма поведения чересчур регламентирована и нуждается в легализации.



Пав как рекреационное стредство
Чем дальше мы от голода, тем ближе к скуке; чем интенсивнее мы работаем, тем в более интенсивном отдыхе мы нуждаемся. Многие ПАВ позволяют мгновенно расслабиться, сменить настроение и обстановку, "отключиться" от будничных забот и восстановить свою трудоспособность. Разумеется, всего этого можно достигнуть с помощью легкого аутотреннинга, дыхательных упражнений и т.д., но большинство людей воспринимают такие методы как "самообман" и больше доверяют психоактивным веществам, даже если они принимаются в явно недостаточных дозах. Классический пример - марихуана, воздействие которой больше зависит от установки и обстановки, чем от процентного содержания соответствующего ПАВ. Впрочем, то же самое часто происходит и с алкоголем, и со стимуляторами, и даже с галлюциногенами.



Пав как "расширители сознания"
Этот тезис охотнее всего поддерживается художниками, писателями и прочими деятелями искусства. Они утверждают, что прием ПАВ раскрывает для них новые горизонты, позволяет увидеть прекрасное в привычном, рождает ценные идеи и дарит вдохновение. Известно также, что некоторые ПАВ усиливают восприимчивость к произведениям искусства и позволяют воспринимать их совершенно иначе. Впрочем, данная теория подробно и последовательно изложена в популярной книге Олдоса Хаксли "Двери восприятия", и уделять ей много внимания нет необходимости.



Пав как средство общения с "иной реальностью"
В большинстве архаичных культур ПАВ используются строго в рамках религиозных и магических ритуалов. Таинственная "сома" ведической религии, "хаома" зороастрийцев, шаманские мухоморы, аяхуаска амазонских индейцев - все эти вещества обладают ярко выраженным психоактивным действием и порождают измененные состояния сознания, которые легко преобразуются в религиозный экстаз. Кроме того, некоторые ПАВ используются для ясновидения, телепатии и непосредственного общения с Божеством (например, в ритуалах вуду для этой цели применяется алкоголь). Многие сторонники употребления ПАВ приводят эти факты как обоснование своего пристрастия, тогда как противники ПАВ стараются их просто не замечать.



2d152f4f3100a308a21e6.png

ух ебать сколько тут всего разного
Подводя итоги вышесказанному, попробуем обрисовать общество, которое в принципе не нуждается в психоактивных веществах. Логика подсказывает, что в этом обществе:
  • нет поводов для отчаяния и масштабного недовольства жизнью;​
  • численность населения сохраняется на оптимальном уровне, а чистота породы поддерживается путем разумного искусственного отбора;​
  • каждый член общества владеет всеми необходимыми приемами психокоррекции, расслабления и самостимуляции;​
  • нормы поведения достаточно либеральны, а все отклонения от них разрешены при условии, что они не выходят за пределы круга тех людей, которые эти отклонения допускают;​
  • существует большое разнообразие игр и развлечений;​
  • отсутствует любопытство ко всему, что выходит за пределы здравого смысла;​
  • пределы здравого смысла столь широки, что включают в себя веру в чудеса, медитативный опыт непосредственного общения с "иной реальностью" и Божеством.​


Пока хотя бы одно из этих условий не выполняется в полной мере, традиция потребления ПАВ будет жива, а все попытки бороться с нею будут обречены на поражение. Впрочем, борьба против ПАВ в принципе не может окончиться победой, поскольку является неотъемлемой частью ПАВ-традиции. Ведь даже такие "легальные" ПАВ, как алкоголь и никотин, не одобряются общественным мнением, и это существенно ограничивает их потребление. Однако полный и безоговорочный законодательный запрет на употребление тех или иных ПАВ, как правило, подрывает авторитет государственной власти и дестабилизирует общество, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.



Поэтому я полагаю, что проблема ПАВ должна решаться, прежде всего, не в законодательном, а в социокультурном контексте (где она, собственно говоря, и существует). Именно культура способна разумно ограничить сферу употребления тех или иных ПАВ, выделить для них соответствующее время и место, привязать их к той или иной социальной, возрастной или этнической группе, и, в конечном счете, извлечь из них максимальную пользу и свести к минимуму их вредоносное воздействие.​
 
Сверху Снизу