Daddydwarf
Support
Антиконвульсиный эффект гистамина известен уже долгое время, однако, механизмы такого влияния плохо изучены. Исследователи из Франции провели эксперимент, направленный на прояснение роли рецептора гистамина 1-ого типа (Н1) в патогенезе эпилепсии. Для этого они использовали вещества, подавляющие и усиливающие функцию Н1-рецептора на культуре клеток, к которым добавляли возбуждающие и тормозные нейромедиаторы. Было показано, что введение обратного агониста Н1-рецепторов мепирамина усиливало возбуждающие влияния, не затрагивая тормозные. Агонист Н1-рецептора оказывали обратное влияние. Работа опубликована в журнале Pharmacology Research & Perspectives.
Эффект гистамина на нервную ткань опосредуется 3 типами рецепторов (Н1, Н2, Н3). В более ранних исследованиях было выяснено, что повышение содержания гистамина в мозге оказывает противосудорожное действие у модельных животных. Это свойство было вызвано активацией Н1-рецепторов. Мыши, у которых Н1-рецепторы были заблокированы антагонистами или инактивирован ген, формирующий субъединицы Н1-рецептора, были больше подвержены эпилепсии. У животных с эпилепсией введение антагонистов Н1-рецепторов 1 типа оказывало проконвульсивный эффект. Точный механизм влияния этих рецепторов на действие возбуждающих и тормозных нейромедиаторов не был изучен.
В новой работе ученные из Института Нейронаук в Париже взялись за исследования механизмов роли Н1-рецепторов в развитии судорог. Для того они использовали культуру клеток гиппокампа, к которым добавлялись агонист NMDA-рецепторов (возбуждающий нейромедиатор) и агонист ГАМК-рецепторов (тормозной нейромедиатор). Затем в клетки вводили обратные агонисты (вещества, которые при взаимодействии с рецептором вызывают противоположный активации рецептора эффект) Н1-рецепторов – мепирамин и трипролидин. Добавление этих веществ делало ток через NMDA-рецепторы более длительным, не влияя на ГАМК-рецепторы. При этом изменения содержания внутриклеточного гистамина не наблюдалось. Снизить эту активность удалось введением агонистов гистаминовых рецепторов.
Проведенное исследование указывает на то, что Н1-рецепторы в нейронах локализуются вблизи к возбуждающим NMDA-рецепторам и напрямую влияют на их функцию, даже без изменения содержания гистамина. Эти результаты расширяют наше понимание взаимодействия гистаминовых и возбуждающих рецепторов в нервной ткани и дают материал для дальнейшего изучения и внедрения подобных знаний в практику.