Почти все страны в мире признают, что наркозависимость — это проблема, но для борьбы с ней разные страны выбирают разные стратегии.
Легализация наркотиков — это отмена или ослабление запретов на производство, потребление и распространение психотропных веществ. Как аргументируют свою позицию сторонники и противники легализации?
Свобода выбора
Эта аргументация основана на праве самоопределения индивида по отношению к собственным душе и телу. Совершеннолетний человек должен иметь свободу выбора в решении принимать наркотики. Напротив, у государства не должно быть права вмешиваться, внося изменения в законодательство.
Теория заговора
Спецслужбы имеют как прямую, так и косвенную выгоду от торговли психоактивными веществами. Поскольку спецслужбы по определению никем не контролируются, государство не может гарантировать, что его спецслужбы придерживаются законов. Современная наркополитика не реформируется в сторону более адекватной именно потому, что это не выгодно спецслужбам. Если у спецслужб изъять их финансовую базу, то, согласно теории заговора, мир стал бы более мирным.
С точки зрения криминологии
Криминализация употребления психоактивных веществ не способна предотвратить употребление, а содействует укреплению и росту организованной преступности. Где существует спрос — образуется рынок, и его криминализация ставит и потребителей, и производителей на антиобщественную и антигосударственную позицию, поэтому так называемый наркокриминал является исключительно продуктом запрета наркотиков. При этом по некоторым оценкам мировой объем нелегального оборота наркотиков составляет 300 млрд долларов в год.
Провал «войны с наркотиками»
По мнению британского еженедельника The Economist, история конца XX века показала безрезультатность силовых методов борьбы с наркотиками (так называемой «войны с наркотиками»). Например, уничтожение плантаций коки в Перу привело к увеличению посадок в Колумбии. После уничтожения посевов в Колумбии вновь выросло производство коки в Перу. После пресечения трафика в США через бассейн Карибского моря возросла контрабанда через мексиканскую границу. Даже кратковременный дефицит традиционных наркотиков приводит к распространению суррогатов, гораздо более опасных для здоровья и жизни.
Издание указывает, что «война с наркотиками» в Латинской Америке радикализовала местный преступный мир, коррумпировала правительства и правоохранительную систему и привела к перегрузке пенитенциарной системы. При этом основная задача — снижение поставок наркотиков в США — решена не была.
Экономические аргументы
Эта аргументация основывается на утверждении, что возникающие из-за запрета затраты за счет всего общества выше, чем расходы, которые возникли бы при введении легализации.
Затраты на юридический аппарат: полиция, адвокатура, суды, тюрьмы.
Затраты криминальных структур и проституции, зависимых от получения психоактивных веществ.
Затраты через косвенную поддержку терроризма и организованной преступности (включая коррупцию, отмывание денег и войны между вооружёнными группировками).
Невзятые налоги, как непосредственно из-за отказа налогообложения психоактивных веществ, так и косвенно из-за взимания налогов с тюремных заключённых.
Затраты из-за повышенного риска заболеть у потребителей из-за вновь изобретенных психоактивных веществ, использования общей иглы, изоляции обществом, передозировки и проституции с целью добычи психоактивных веществ.
Невостребованная прибыль ввиду легализации рабочих мест через получение налогов, сокращения выплат пособий по безработице, медицинского страхования.
Невостребованная прибыль и увеличенные расходы из-за неиспользования конопли в медицине и в качестве многоцелевого сырья.
Соотношение вреда
С медицинской точки зрения имеется больше оснований допустить к употреблению производные конопли, чем алкоголь и табак. Более жёсткие санкции в отношении менее опасных веществ нарушают принцип пропорциональности вреда и наказания.
Что там за границей?
Португалия8
Число государств, внедряющих в различных формах декриминализацию наркотиков, давно перевалило за два десятка. И всё же единственной страной, которая полностью вывела их употребление и хранение из-под действия уголовного права, остаётся Португалия. Её опыт одновременно и самый длительный: соответствующий закон действует в стране с 1 июля 2001 года.
Предпосылкой к его принятию стал провал традиционных методов борьбы с наркозависимостью в стране: к 2001 году количество наркоманов в Португалии составляло около 1% населения. По числу ВИЧ-инфицированных наркоманов и количеству смертей от передозировки страна претендовала на первое место в Европе. Нужно было срочно менять подход.
Вместо борьбы с людьми власти Португалии переключились на борьбу с болезнью: хранение и употребление наркотиков потеряли статус уголовных преступлений и перешли в разряд административных правонарушений. Средства, которые в прошлом уходили на содержание преступников, осуждённых за связанные с наркотиками преступления, направили на программы лечения.
Вопреки прогнозам сторонников жёстких методов, Португалия не превратилась в мировой центр наркотуризма. Вместо этого только за первое десятилетие после реформы вдвое сократилось число наркоманов. Поскольку теперь им не грозила судимость, зависимые начали открыто обращаться за лечением: в 1999 году таких было 6 040, в 2003-м — уже 14 877.
Достижением португальских властей стал и низкий, по сравнению с другими странами Евросоюза, спрос на так называемые «новые психоактивные вещества»: спайсы, курительные и нюхательные смеси. Когда проверенные наркотики доступны, меньше причин экспериментировать с синтетикой, чей эффект сложно или невозможно предугадать.
Уругвай
В 2013 году Уругвай стал первым государством в мире, легализовавшим производство, продажу и потребление марихуаны. Сами власти это решение всё ещё называют пробным, заявляя о готовности отменить его, если стратегия не сработает. Но перемены уже заметны. Легализация даёт шанс сократить расходы на содержание преступников, ранее осуждаемых за наркопреступления, и вывести из тени оборот марихуаны, оценивающийся в 40 млн долларов в год.
Легализировав травку, власти страны рассчитывают снизить уровень потребления более серьёзных наркотических веществ, в том числе пасты коки — дешёвого продукта первичной экстракции кокаина, очень популярного среди беднейших слоёв населения. Взяв под контроль производство и продажу марихуаны, государство получило возможность регулировать её стоимость, а значит, сделать её достаточно доступным и предпочтительным выбором для тех, кто в противном случае обратится к более тяжёлым наркотикам.
Сегодня жителям Уругвая старше 18 лет разрешается покупать до 40 грамм марихуаны в месяц в аптеках и самостоятельно выращивать до шести её кустов. Нарушителям установленных норм грозит уголовное наказание: от 20 месяцев до 10 лет тюрьмы.
США
Здесь всё сложно. На федеральном уровне хранение, употребление и продажа наркотиков, включая марихуану, находятся под запретом. При этом в 23 штатах разрешается применение марихуаны в медицинских целях, а в Аляске, Колорадо, Орегоне и Вашингтоне разрешено её хранение для личного употребления. При этом в каждом из самых либеральных штатов запрещается публичное курение травки.
Отмеченные в США выгоды легализации стандартны: сокращение расходов на содержание преступников, пополнение бюджета за счёт сборов с законной продажи и лишение мафии части доходов. Впрочем, неприятным нюансом остаются высокие налоги (не менее 25%) и трудности с получением лицензии на продажу марихуаны, поэтому торговля ею на чёрном рынке остаётся довольно активной.
Нидерланды
Первая страна, о которой принято вспоминать, когда речь заходит о свободных наркотиках, обладает далеко не самым лояльным законодательством. Вопреки распространенному мнению, все наркотики здесь запрещены, а их производство, продажа и хранение могут обернуться заключением до 6 лет, в особо серьезных случаях импорта и экспорта — до 16 лет. При этом лёгкие наркотики, в первую очередь марихуана, частично декриминализированы. Хранение для личного использования в объёме до 30 грамм относится к административным правонарушениям и наказывается только штрафом. Особым статусом наделены кофешопы — здесь покупка до 5 граммов конопли на человека в день вполне законна.
И всё же проблема наркотиков голландцами до конца не снята. Число смертей от передозировки, согласно последнему отчету Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости, в стране составило 10,2 на миллион жителей — в три раза больше, чем в Португалии.
Другие страны
Хранение наркотиков в небольших количествах для личного использования не считается уголовным преступлением в Чехии, Бельгии, Испании, Австрии, Люксембурге, некоторых федеральных землях Германии, в ряде австралийских штатов, а также в Аргентине, Мексике, Боливии и Чили. В медицинских целях выращивание разрешено в Канаде, Хорватии и Италии.